«Приготовьтесь, будет громко»: с гитарой по жизни
Самый лучший эпизод этого фильма – первый: Джек Уайт мастерит из подручных материалов (деревянная дощечка, пара гвоздей, струна и стеклянная бутылка) некую конструкцию. Подключает ее к усилителю, и та взрывается мощным гитарным рифом. От ее звука мурашки бегут по коже, а музыкант только пожимает плечами: «И никакой гитары не надо…»
«Приготовьтесь, будет громко» - это посвящение режиссера Дэвиса Гуггенхайма электрогитаре, ее вкладу в историю музыки и представлениям о том, какой эта музыка может быть – страстной, чарующей, на пределе туго натянутых струн души. Рассказать настоящую историю электрогитары тоже доверили посвященным, отмеченным печатью гениальности – Джимми Пейджу (Led Zeppelin), Эджу (U2) и Джеку Уайту (The White Stripes).
Три музыканта трех разных поколений собрались вместе, чтобы рассказать свои личные истории взаимоотношений с этим инструментом, а потом вместе объединить усилия на время исполнения знаменитой композиции – In My Time Of Dying. Для поклонников классического рока такие кадры, равно как и все содержание фильма – на вес золота, для приверженцев новомодных стилей в музыке – качественный документальный фильм, который их вряд ли заинтересует.
Документалист Гуггенхайм (между прочим, обладатель «Оскара» 2006 года за «Неудобную правду») делает очень аккуратный и тонкий срез в стилистике «по рок-волнам моей памяти», благодаря чему частные истории подчеркиваются важным историческим контекстом. Каждый из трех гитаристов-виртуозов появился на свет не к месту и не ко времени, одновременно испытывая серьезное давление со стороны окружающих и обстоятельств. Никогда не дадут спокойные времена таких творцов, каких родят времена мятежные.
Джимми Пейдж раскрыл свой талант в конце 60-х – это время непрекращающихся революций. Эдж и его ирландские однокашники совершили прорыв в начале 80-х – это массовые волнения в Северной Ирландии и странах «загнивающего капитализма». Джек Уайт вернул рок-н-роллу кровь, пот и слезы в конце 90-х – это музыкальная индустрия на пике торжества после внедрения новейших технологий, которые сделали музыку безжизненной.
У каждого из них свой стиль, свой подход к музыке и игре на гитаре – фильм мастерски подчеркивает индивидуальность каждого и не сталкивает героев лбами, что позволяет охватить феномен электрогитары в целом. Новоявленные актеры не стремятся перетянуть одеяло на себя – им нечего делить, их рассказы объединяет общая страсть – музыка, и электрогитара на глазах превращается в своеобразную «лестницу в небо».
Александр ДЬЯКОВ
|