«Однажды в Версале»: затянувшийся полуденный отдых
Плакат «ОДИНОКИЙ МУЖЧИНА», вывешенный под окнами одной из квартир парижского дома, привлекает внимание трех офисных работниц в здании напротив. Зараженный любопытством начальник посылает барышень проверить, не нужна ли автору плаката срочная помощь.
Сорвано деловое совещание: вместо того, чтобы строить графики продаж, вся работа напряженно следит за пустыми окнами и ждет возвращения разведчиц. Те приходят ни с чем. А «одинокий мужчина», меж тем, затерялся в толпе людей, наводнивших парк в обеденный перерыв. Кто-то пускает кораблики, кто-то играет в нарды, кто-то жует сэндвич. В такой момент могут пересечься чьи-то судьбы.
Режиссеру Брюно Подалидесу принадлежит новелла «Монмартр» в киноальманахе «Париж, я люблю тебя» (девушка падает в обморок перед автомобилем одинокого парижанина – шанс на счастливое знакомство). «Однажды в Версале» - очередная ода Парижу, любви и случайности. Легкая полушутливая интонация фильма угадывается с первых минут (босс застает красивую подчиненную с выразительным лицом (Кьяра Мастроянни) за игрой в пэкмена). Фильм собран из крошечных грустно-ироничных сценок, которые в сумме составляют узор непредсказуемого течения жизни. На одном изгибе этого узора появляется Катрин Денев, на другом – сам режиссер. Клерки, клошары и водопроводчики уравнены в правах на счастье и любовь.
«Однажды в Версале» состоит из трех частей, в каждой из которых свое место действия и пара-тройка общих героев (впрочем, не главных – таких тут просто нет). Первая часть - в офисе, вторая – в парке, третья – в строительном магазине «Водопроводный рай». Три раза режиссер пытается объять необъятное: запечатлеть жизнь «здесь и сейчас», зафиксировать случайные прикосновения, реплики, гримасы людей в едином пространстве. Показать, как линии их судеб сходятся и расходятся в бесконечном кружении (центральный образ фильма - круглый парковый прудик, который камера облетает снова и снова, вбирая в поле зрения все новых персонажей). Подалидес напоминает жонглера блюдцами. К середине фильма, когда ему удается одновременно удерживать в поле внимания всех посетителей парка, начинаешь верить, что ни одно блюдце не разобьется.
Проблема в том, что фокус никак не заканчивается. Время в фильме тянется медленнее, чем летним днем на пляже, так что вскоре режиссерский намек расслабиться начинает читаться как настоятельный призыв спать. Последние полчаса герои шатаются между стеллажами с гайками, цветами в горшках и мега-дрелью, способной прогрызть дыру на нижний этаж (в этом будет шанс убедиться). Кроме этого шатания не происходит ровным счетом ничего. Прекрасная, но трудно выносимая метафора человеческой жизни.
Мария ГРОСИЦКАЯ
|