«Царь»: Убей в себе государство
Стоит сразу оговориться, что все разговоры до премьеры об актуальности фильма Павла Лунгина не имеют под собой никакой почвы: это совсем не «День опричника». У режиссера получилось вдумчивое высказывание про нацию, власть и религию. И хотя противостояние митрополита Филиппа и Ивана Грозного – это противостояние двух систем, идей и верований, благодаря актерской игре на первый план выходит борьба двух характеров.
Фильм получился под стать историческому времени - жестоким, местами весьма страшным. Глядеть на Петра Мамонова очень интересно и порою до дрожи страшно. Но если Мамонов вполне предсказуемо играет не столько Грозного, сколько воплощает самого себя, то Олег Янковский поразительно необычен. Его лебединая песнь пронзительна не только из-за печального бэкграунда: горинский балагур и волшебник выглядит в своих мучениях исключительно возвышенно и одухотворенно.
Сразу бросается в глаза – «Царь» очень кинематографичен. Возникает то самое сладкое чувство, когда, пытаясь пересказать картину, осознаешь свое бессилие – потому что ну как передать силу ракурсов, ритм движения, накапливающееся за плечами царя напряжение в виде бандитской клики?
Александр ЦЫГАНКОВ
|
|
|