«Биби»: Иран или Ирак
Фильм посвящен опять-таки политическим разногласиям, из-за которых страдают обыкновенные граждане, в нашем случае иракская женщина Бибиазиз Захири, она же Биби. Сюжет с развязкой угадываются практически сразу, поэтому единственное, за чем с каким-то скорбным сожалением следят глаза, так это Биби, страдальческое лицо которой моментами напоминает, прости Господи, Нонну Мордюкову.
Будучи депортированной в Иран из Ирака, где Биби прожила большую часть жизни, на старости лет героиня задумывается о гробовой доске. И тут, как все старушки, бьет себя по ляшкам, понимая, что паспорта-то у нее нет. Вспоминая афоризм про бумажку и букашку, Биби обращается за помощью к своему знакомому, который, кто б мог подумать, иранский таксист. Получив ожидаемый отказ в похоронном бюро, таксист предлагает купить поддельный паспорт.
Умиляет, что, прежде всего, Биби хочет получить именную гробовую доску, не потому что ей не все равно, под каким камнем лежать, а чтобы потом ее смогла найти оставшаяся в Иране дочь. Этот момент, само собой, усиливает как пафос, так и политический подтекст фильма, однако от этого картина не выигрывает. Хасан Ектапанах выглядит как обыкновенный публицист, который ставит зрителя и без того известным фактом – ну да, права человека нарушаются, а бюрократическая машина разделила границей мать с дочерью и вообще разговоры про аресты напоминают советские годы репрессий. Но надо ли для всего этого прибегать к художественным методам, вводя избитый образ одинокой беспомощной женщины? Мордюкова по крайней мере на людях сдерживала слезы.
Оценка: 2 из 5
Александр ЗУБКОВ
|