«Белая лента»: анатомический театр общества
В картине обладателя «Золотой пальмовой ветви» Михаэля Ханеке «Белая лента» речь идет о странных событиях в австрийской деревушке, которые переворачивают спокойную жизнь ее жителей накануне Первой мировой войны. Давший заглавие картине предмет - белая лента – это символ непорочности, который пастор повязывает своим провинившимся детям.
Стилизованный с помощью черно-белой картинки, фильм обращается к пространству со столь же простыми базовыми категориями – грех и добродетель, преступление и наказание, бог и дьявол. При этом пространство это на поверку оказывается совсем иным – и черно-белый цвет, и нормы протестантского общества скорее скрывают тихий кромешный ад, который тихой сапой отхватывает тела и души людей.
Для немцев и австрийцев «Белая лента» по идее – все равно что «Груз 200» для России - анатомический театр общества: вот тут у нас корни абсолютного зла, вот так выглядела опухоль десять лет назад, вот такое количество клеток будет поражено в ближайшее время.
Вывод о том, что дети из «Белой ленты» - это будущие строители Третьего рейха и зачинщики Второй мировой, является наиболее очевидным. Впрочем, о том, насколько в исторической перспективе распространяется подрывная деятельность Ханеке, можно только догадываться. В «Белой ленте» не увидеть насилия в кадре, не уловить отношения режиссера к событиям. От этого, наверное, и становится страшновато – и от фильма, и от режиссера.
Александр ЦЫГАНКОВ
|